Смена видов деятельности

При смене вида деятельности юридическое лицо обязано внести изменения в два документа в устав и в ЕГРЮЛ.

Смена видов деятельности в каких случаях

Любое заинтересованное лицо, запросив выписку из ЕГРЮЛ, получает своеобразный портрет компании, в отдельную строку в этом документе вносятся все произошедшие изменения в хронологическом порядке. 

Рассмотрим только один раздел выписки, он называется сведения о видах экономической деятельности, туда поступят новые значения, а старые будут изъяты.

Вначале указывается общее количество выбранных видов экономической деятельности, а затем для каждого уточняется:

  • порядковый номер;
  • тип сведений (основной или дополнительный), только один код выбирается основным, все остальные будут дополнительные;
  • код ОКВЭД, представляет собой три группы чисел, разделенных точкой, например, код 51.42.4;
  • наименование ОКВЭД, расшифровывает числовое обозначение, например, коду 51.42.4 соответствует оптовая торговля обувью.   

На первом месте стоит основной вид деятельности, затем идут дополнительные коды. 

Ответственность за актуальность информации в ЕГРЮЛ лежит на самом налогоплательщике, за нарушение предусмотрен штраф п.3 ст.14.25 КоАП.

Срок на подачу заявления об изменениях отводится всего 3 дня с даты вступления в силу этих изменений по протоколу собрания учредителей.

Проинформировать ИФНС ЮЛ следует письменно, заполнив специальную форму заявления. Таких форм почти два десятка, для смены вида деятельности нужна № Р14001.

Смена видов деятельности зачем

Предоставить эту форму можно двумя способами

  1. Лично. 

Несмотря на то, что электронный документооборот в наше время распространился повсеместно, многие руководители предпочитают лично принести документ в ИФНС или МФЦ, и, как говорится, передать его из рук в руки. Заменить директора может лицо, действующее на основании нотариально заверенной доверенности.

  1. Удаленно.

Пакет документов отправляется Почтой России заказным письмом с объявленной ценностью и описью. Или второй вариант, с помощью сервиса «Подача электронных документов на государственную регистрацию», используя электронную подпись.

Изменения в устав Смена видов деятельности

Проанализируем различные варианты уставов.

  1. Устав может быть индивидуальным, составляется юридической службой компании, естественно в соответствии с действующим законодательством. 

В уставе можно не упоминать о видах экономической деятельности. Этот раздел включается как дополнительный на усмотрение учредителей, представляет собой либо списка кодов ОКВЭД с расшифровкой, либо указывается только основная деятельность. Но для нас важно проверить, наличие в конце раздела фразы о том, что могут быть использованы и другие виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ. В этом случае при смене видов деятельности изменения в устав не вносятся.

  1. Устав юридического лица типовой. После 19.07.2019 г. законодатель предоставил возможность учредителям выбрать из 36 шаблонов готовый типовой устав (Приказа Минэкономразвития от 01.08.2018 года № 411) и проинформировать об этом ИФНС. Предложенные шаблоны просты и лаконичны, всего 2 страницы, раздел о разрешенных кодах ОКВЭД отсутствует. Следовательно, при смене вида деятельности типовой устав не меняется.

Итак, изменения в устав вносятся, если это нетиповая форма и там нет замечательной фразы о возможности любой не запрещенной законом деятельности.

На первый взгляд кажется, все очень просто, однако, по оценкам экспертов смена видов деятельности в Москве от момента принятия решения до получения выписки ЕГРЮЛ с новыми данными может занять по времени до месяца, с учетом ошибок, корректировок, повторных действий. 

Представим, как юридическое лицо самостоятельно проходит этот путь.

Подготовительный этап Смена видов деятельности

  1. Определяемся с кодами ОКВЭД, для этого находим в справочнике код, соответствующий новому виду деятельности. Росстандарт ежегодно дополняет этот документ, поэтому важно использовать последнюю версию ОКВЭД-2  2016 года.
  2. Проводим собрание учредителей, в протоколе указываем дату, с которой изменения вступают в силу. В случае, когда учредитель один, его единоличное решение оформляется письменно. 
  3. Получаем выписку из ЕГРЮЛ со старыми данными. Выписку можно запросить в ИФНС руководителю, это будет бесплатно, срок выполнения от 5 рабочих дней, если запрашивает иное лицо, тогда услуга платная и стоит от 400 до 600 рублей в зависимости от срочности. Есть путь проще, выписку можно скачать в электронном виде быстро и бесплатно, если организация подключена к системе электронного документооборота с ИФНС, но запрос должен заверяться электронной подписью руководителя. 
  4. Проверяем устав и другие учредительные документы. 

Выясняем, затронет ли смена кодов ОКВЭД устав, если да, то готовим новую редакцию устава, утверждаем ее на собрании учредителей. Следует предусмотреть расходы на госпошлину в сумме 800,00 руб., согласовать с бухгалтерией, приготовить для заполнения форму Р13001. 

Уточняем наличие решение учредителей о продлении полномочий действующего руководителя, этот документ впоследствии предъявляется нотариусу.

Заполнение формы 14001 Смена видов деятельности

  1. Определяемся с регистрирующим органом, где будут принимать наше заявление, чаще всего это одна из районных ИФНС, которой поручено вести ЕГРЮЛ. Посмотрите на их сайте инструкции, формы, программку для заполнения, при необходимости проконсультируйтесь со специалистом лично. 
  2. Нам нужен новый актуальный бланк Р14001. Не все страницы, а их более двух десятков следует заполнять, выбираем только страницу 001, Лист Н страницу 1, Лист Н страницу 2, Лист Р. 

На странице 1 в листе Н добавляем новые коды, а на странице 2 в том же листе исключаем старые. 

Заполненные страницы распечатываем.Проверяем на ошибки и опечатки. 

Подача заявления Смена видов деятельности

Если выбрали подачу лично или удаленно по почте, то следующий шаг, заверить заявление нотариально. В назначенное время к нотариусу приходит руководитель и предъявляет пакет документов:

  • все учредительные;
  • свежую выписку из ЕГРЮЛ (10 дней);
  • заполненная форма Р14001 или Р13001; 
  • протокол собрания учредителей о смене вида деятельности;
  • протокол о продлении полномочий руководителя.

Нотариуса заверяет подпись директора в заявлении, его услуги оплачиваются в соответствии с утвержденными расценками, для юридического лица они дороже, чем для физического. 

А если директор оформляет доверенность на уполномоченного представителя, то это еще дополнительные расходы.

Нотариус может заметить ошибки в заявлении, но исправлять их не обязан, например, если код ОКВЭД указан неправильно или дата в протоколе выходит за допустимый интервал. 

После нотариуса без промедления, помним о сроке 3 дня, руководитель подает пакет документов в регистрирующий орган.

Если потребовалось заполнить форму Р13001, то нотариус должен заверить  новый устав. 

Регистратор в вашем присутствии проверяет основные моменты и принимает заявление к рассмотрению, на руки выдается расписка с указанием даты готовности ответа, в которой можно выбрать способ получения ответа.

Если ваши документы заполнены с ошибками, их не примут и отправят на исправление, после чего следует вновь заверить их у нотариуса, повторно оплатив его услуги, и только тогда вернуться к заветному окну. 

Завершающий этап Смена видов деятельности

В соответствии с датой в расписке заявитель получает лист записи в ЕГРЮЛ, документ подтверждающий, что все заявленные изменений внесены, можно получить его по почте. Лист с записью смены видов деятельности в Москве доставят через DHL Express и Pony Express.

Однако, примерно каждый десятый получает отказ в связи с ошибками, тогда приходиться повторять весь алгоритм действий, начиная с протокола собрания, так как к этому моменту срок в 3 дня уже пройдет.

Пять основных причин для отказа:

  1. Самая распространенная причина отказа, ошибки в форме Р14001. Соблюдать нужно не только формальные требования, например, заполнить все клеточки без пробелов, но и смысловые, в форме используются не все страницы сразу, а только указанные в инструкции для конкретной ситуации. 
  2. Опечатки. Самостоятельно проверить сложно, формы заполняются по особым правилам, для каждой буквы своя ячейка, автоматическую проверку орфографии применить не получится.
  3. Сокращения допустимы только в том виде, как сказано в инструкции или они сделаны в соответствии с записями в паспорте руководителя. 
  4. Не правильно подписано, особенно это часто встречается, если изменения вносятся при смене руководителя.  Этот вопрос долго дискутировался, однако позиция ИФНС на сегодня однозначна, подписывает заявитель, он же новый директор (письмом ФНС России от 16.03.2016 № ГД-4-14/4301). В нашей ситуации, когда смена вида деятельности не затрагивает руководство компании, заявителем и подписантом должен быть директор или его представитель с нотариально заверенной доверенностью.
  5. Вносимые изменения противоречат действующему законодательству, например, если в качестве нового вида деятельности предприятие выбирает ту, что требует лицензирования. Получение лицензии является первоочередным по отношению к регистрации изменений в ЕГРЮЛ. Руководствуемся ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04.05.2011 года. 

Оспорить отказ в принципе можно, но только в исключительных случаях, судебная практика тому подтверждение.

Чаще всего ошибками являются неточности, допущенные по невнимательности. Их нужно исправлять, но это снова временные и материальные затраты.

Кратчайший путь от цели к результату Смена видов деятельности

Рекомендовать самостоятельно проходить всю эту процедуру можно только опытным предпринимателям, имеющим в штате специалиста соответствующей квалификации, обычно это руководитель юридической службы или главный бухгалтер. 

Затраты на смену видов деятельности в Москве складываются из оплаты услуг юриста, нотариуса, госпошлины, транспортных расходов, рабочее временя первых лиц компании вообще самый ценный ресурс. 

Гораздо эффективнее организовать этот процесс, обратившись за помощью к специалистам. Например, в компанию, услугу по смене вида деятельности можно купить под ключ. А это значит, квалифицированное сопровождение на каждом этапе:

  • подготовка документов
  • сопровождение у нотариуса;
  • подача и получение документов;
  • доставка документов в офис курьером.

Досадные ошибки при заполнении форм исключаются, и уже через несколько дней будет готов лист о внесении изменений в ЕГРЮЛ. Составление протоколов, заполнение форм, взаимодействие с ИФНС и прочие бюрократические вопросы будут решены без вашего участия.

Оплатить услуги компании можно любым удобным для вас способом. Кратчайший путь от цели к результату, доверить эту работу профессионалам.

Top.Mail.Ru