Регистрация НКО

Некоммерческие организации все больше завоевывают популярность в России, чему способствует и государственная власть. Все больше открываются ресурсных центров, проводятся курсы по развитию, выделяется финансирование. Юристы, бухгалтера, финансисты и другие консультанты готовы предлагать безвозмездную помощь некоммерческим организациям. Вместе с тем существование самой некоммерческой организации не предполагает извлечение прибыли или зарабатывание денег. Многие успешно существуют на пожертвования или на государственные гранты и субсидии. Главное при этом делать общественно-полезное дело и соблюдать букву закона, в том числе и вопросах регистрации НКО.

Сложности регистрации НКО.

Зарегистрировать некоммерческую организацию в России гораздо сложнее, нежели обычное ООО. Связано это со многими нюансами. Прежде всего с тем, что некоммерческие организации в первую очередь призваны воздействовать на развитие общества и на благополучие граждан, в том числе и в проявлении гражданских инициатив. Именно поэтому государство стимулирует регистрацию и развитие НКО, помогает открывать новые и поддерживает существующие. И опять же по этой причине при регистрация НКО проходит гораздо сложнее, нежели для обычной компании. В будущем наблюдение контролирующих организаций за некоммерческими будет гораздо строже.

Видов некоммерческих организаций существенно больше, чем коммерческих. Так обычные организации имеют всего три вида: ООО, АО и ПАО. Можно еще зарегистрироваться в качестве Индивидуального предпринимателя.  Эта форма фактически является промежуточной между физическим лицом и организацией. А форм некоммерческих гораздо больше:

  • Общественные организации
  • Религиозные
  • Общины малочисленных народов
  • Организации казаков
  • Фонды
  • Корпорации
  • Некоммерческие партнерства
  • Частные учреждения
  • Государственные, бюджетные и муниципальные учреждения
  • Автономные некоммерческие организации
  • Ассоциации

При регистрации НКО документы необходимо подавать не в налоговую инспекцию, в региональное управление Министерства Юстиции РФ. При регистрации в НКО в Москве – это управление Минюста России по г. Москве на ул. Кржижановского, д. 13.

При этом в управлении министерства юстиции к Уставам и другим учредительным документам при регистрации НКО относятся более внимательно, нежели в налоговой. В том числе очень внимательно чиновники смотрят на юридический адрес, по которому будет числиться организация так как этот реквизит прописывается в Уставе. Такая дотошная проверка обусловлена несколькими факторами:

  • Общественной направленностью организаций
  • Большим количеством разных форм
  • Большой вариативностью уставов организаций
  • Юридическими последствиями принятия регистрации того или иного устава

 

Общественная направленность организации. Любая подобная организация после регистрации НКО в будущем будет воздействовать на общество. Вкупе такие организации даже называются третьим сектором, после государственных и муниципальных. И наоборот, уровень развития таких организаций в государстве демонстрирует степень развития его общества. Поскольку такие фирмы в массе своей имеют большую власть, чем обычные – то и государство внимательнее за ними наблюдает. В том числе проверяет с какими целями проходит регистрацию НКО и кто является учредителями. По той же причине более внимательно чиновники смотрят на юридические адреса, так как у такой фирмы должна быть исключительно прозрачная и положительная история с самого начала. Вместе с тем, проходящим регистрацию НКО также нужно полагать, что проверяющих организаций будет значительно больше, нежели у обычной коммерческой структуры.

Такую компанию будут проверять государственные органы:

  • Налоговая инспекция
  • Пенсионный фонд
  • Фонд социального страхования
  • Региональное управление министерства юстиции
  • Прокуратура
  • Счетная палата

 

А также после регистрации НКО с фирмой также взаимодействуют различные общественные советы при государственных организациях и фонды. Так в России с подобными организациями тесно сотрудничает Общественная палата, в Москве – еще Дом Общественных связей Правительства Москвы, который уже получил негласное название «Душевная Москва». При получении государственных грантов компания будет плотно сотрудничать и с грантодателем. В связи с этим очевидна важность чистого, надежного и легитимного юридического адреса. Именно такой адрес можно приобрести на официальном сайте при регистрации НКО.

 

Большое разнообразие форм предполагает и сложность их проверок и регулирования. Основным документов для деятельности такой организации является Устав. При этом типичного Устава здесь не существует. Однако обязательно в каждом Уставе очень подробно прописывается кто и как руководит организацией, чем она может заниматься, а чем нет. Уже на основании этого документа подбираются коды ОКВЭД, формируется состав исполнительного органа, а также в будущем будет проверяться деятельность фирмы. Поэтому при регистрации НКО сотрудник минюста будет вычитывать Устав очень внимательно, а также внимательно делать определенные предписания и замечания. На это законом отводится 14 рабочих дней, то есть фактически целых три недели. Единственный плюс в этом – то, что при недочетах в Уставе нет необходимости подавать документы заново и терять таким образом уплаченную пошлину и оплату нотариуса. В случае замечаний Устав предложат усовершенствовать и принести исправленный вариант.

Порядок регистрации

Регистрация НКО предполагает несколько этапов и проходит гораздо сложнее, нежели при ООО. Для регистрации НКО необходимо собрать целый пакет документов и затем подать их в региональное управление Минюста. При регистрации НКО в Москве этим органом будет управление Минюста РФ по г. Москве. Самый главный и большой подводный камень здесь то, что весь процесс заключен в строгие временные рамки. Общий порядок регистрации НКО таков:

  1. Создание организации, принятие решение о регистрации НКО.
  2. Проведение собрания учредителей, создание протокола об учреждении организации.
  3. Получение документов на юридический адрес
  4. Оплата государственной пошлины, формирование пакета документов на регистрацию НКО.
  5. Подача пакета документов в региональное управление минюста.
  6. Ожидание решения инспектора минюста о проведении государственной регистрации, либо об отказе. Это составляет 14 рабочих дней. Но в большинстве случаев инспектор не примет ни того, ни другого решения, а попросит внести правки в Устав
  7. Внесение исправлений в Устав и другие документы, если требуется. Здесь срок строго не регламентирован, но при этом нужно успеть уложиться вместе с инспектором в отведенные 14 рабочих дней, иначе придется начинать все сначала. То есть если инспектор попросил внести правки через три дня после подачи документов – то времени много, а если он позвонил через две недели – то его практически нет.
  8. Снова ожидание решения о государственной регистрации. На этот раз срок уже не меняется и инспектор должен уложиться в текущие с даты подачи документов 14 рабочих дней.
  9. При положительном решении – региональное управление минюста самостоятельно отправляет документы налоговую инспекцию, которая проводит стандартную регистрацию. В Москве это 46-ая налоговая инспекция. Самим заявителям ездить никуда не нужно.
  10. Ожидание возврата документов из налоговой. Также налоговая инспекция самостоятельно проводит регистрацию в Пенсионном Фонде и Фонде социального страхования.
  11. Получение документов о регистрации НКО в управлении минюста.

После этого можно заказывать печать, открывать счет в банке и проводить обычную деятельность. Как видно пунктов в регистрации НКО гораздо больше, нежели для обычной компании. При этом стоит добавить, что в управлении минюста по г. Москве обычно царят огромные очереди. Электронных талонов здесь нет – все по старинке записываются на бумажку. При этом инспекторов на прием документов работает один-два человека, а их смена длиться около 4-х часов. При таких сложностях многие предпочитают купить регистрацию НКО. Это гораздо быстрее и проще, так как всеми хождениями по инстанциям и подготовкой документов будут заниматься профессионалы.

Однако для тех, кто желает самостоятельно провести регистрацию НКО будет интересным также и список документов на подачу:

  1. Протокол собрания учредителей или любой другой подобный документ
  2. Заявление по форме р11001 – 2 экземпляра. Один экземпляр должен быть заверен нотариусом. Этот экземпляр потом поедет в налоговую. Другой останется в минюсте храниться.
  3. Документ об уплате государственной пошлины в размере 4000 рублей за регистрацию НКО
  4. Устав организации в 3-х экземплярах. При этом один экземпляр уедет в налоговую, вместе с другими документами, один останется в минюсте, а третий вернут обратно при регистрации НКО.
  5. Документы на юридический адрес в Москве – гарантийное письмо собственника, копия документа о собственности, копия договора аренды или другого документа о занимаемом помещении.

Казалось бы, не сложный пакет документов, однако здесь не все так просто. Главная сложность заключается в датах этих документов. Дело в том, что по закону между датой решения о создании организации и датой подачи документов на регистрацию НКО должно пройти не более 3 рабочих дней. Все документы: протокол собрания учредителей, заявление, заверенное нотариусом и документ об уплате государственной пошлины, имеют свои даты. Учитывая очереди к нотариусам, который порой возникают, и огромные очереди на подачу документов в управление минюста, пройти такой квест за три дня не всегда представляется возможным. Это еще одна и при том весьма веская причина купить регистрацию НКО на официальном сайте. По-другому такую эстафету пройти очень сложно, практически невозможно. Если только не приезжать в минюст с документами за несколько часов до начала приема документов на регистрацию НКО.

Здесь представлена основная схема регистрации НКО. Однако кроме основных сложностей, существуют еще и более мелкие нюансы. Один из основных нюансов состоит опять же в юридическом адресе организации. По закону он прописывается в ее Уставе и если адрес придется менять – то менять нужно будет еще и весь Устав, только из-за одной строчки. Смена Устава для НКО и перерегистрация в налоговой – это фактически та же процедура, как и про регистрации НКО. Отличается она только размером пошлины – 800 рублей вместо 4000 рублей. То есть при регистрации такой фирмы все нюансы должны быть проработаны крайне внимательно.

Top.Mail.Ru