Регистрация НКО
Некоммерческие организации все больше завоевывают популярность в России, чему способствует и государственная власть. Все больше открываются ресурсных центров, проводятся курсы по развитию, выделяется финансирование. Юристы, бухгалтера, финансисты и другие консультанты готовы предлагать безвозмездную помощь некоммерческим организациям. Вместе с тем существование самой некоммерческой организации не предполагает извлечение прибыли или зарабатывание денег. Многие успешно существуют на пожертвования или на государственные гранты и субсидии. Главное при этом делать общественно-полезное дело и соблюдать букву закона, в том числе и вопросах регистрации НКО.
Сложности регистрации НКО.
Зарегистрировать некоммерческую организацию в России гораздо сложнее, нежели обычное ООО. Связано это со многими нюансами. Прежде всего с тем, что некоммерческие организации в первую очередь призваны воздействовать на развитие общества и на благополучие граждан, в том числе и в проявлении гражданских инициатив. Именно поэтому государство стимулирует регистрацию и развитие НКО, помогает открывать новые и поддерживает существующие. И опять же по этой причине при регистрация НКО проходит гораздо сложнее, нежели для обычной компании. В будущем наблюдение контролирующих организаций за некоммерческими будет гораздо строже.
Видов некоммерческих организаций существенно больше, чем коммерческих. Так обычные организации имеют всего три вида: ООО, АО и ПАО. Можно еще зарегистрироваться в качестве Индивидуального предпринимателя. Эта форма фактически является промежуточной между физическим лицом и организацией. А форм некоммерческих гораздо больше:
- Общественные организации
- Религиозные
- Общины малочисленных народов
- Организации казаков
- Фонды
- Корпорации
- Некоммерческие партнерства
- Частные учреждения
- Государственные, бюджетные и муниципальные учреждения
- Автономные некоммерческие организации
- Ассоциации
При регистрации НКО документы необходимо подавать не в налоговую инспекцию, в региональное управление Министерства Юстиции РФ. При регистрации в НКО в Москве – это управление Минюста России по г. Москве на ул. Кржижановского, д. 13.
При этом в управлении министерства юстиции к Уставам и другим учредительным документам при регистрации НКО относятся более внимательно, нежели в налоговой. В том числе очень внимательно чиновники смотрят на юридический адрес, по которому будет числиться организация так как этот реквизит прописывается в Уставе. Такая дотошная проверка обусловлена несколькими факторами:
- Общественной направленностью организаций
- Большим количеством разных форм
- Большой вариативностью уставов организаций
- Юридическими последствиями принятия регистрации того или иного устава
Регистрация НКО особенности
Общественная направленность организации. Любая подобная организация после регистрации НКО в будущем будет воздействовать на общество. Вкупе такие организации даже называются третьим сектором, после государственных и муниципальных. И наоборот, уровень развития таких организаций в государстве демонстрирует степень развития его общества. Поскольку такие фирмы в массе своей имеют большую власть, чем обычные – то и государство внимательнее за ними наблюдает. В том числе проверяет с какими целями проходит регистрацию НКО и кто является учредителями. По той же причине более внимательно чиновники смотрят на юридические адреса, так как у такой фирмы должна быть исключительно прозрачная и положительная история с самого начала. Вместе с тем, проходящим регистрацию НКО также нужно полагать, что проверяющих организаций будет значительно больше, нежели у обычной коммерческой структуры.
Такую компанию будут проверять государственные органы:
- Налоговая инспекция
- Пенсионный фонд
- Фонд социального страхования
- Региональное управление министерства юстиции
- Прокуратура
- Счетная палата
А также после регистрации НКО с фирмой также взаимодействуют различные общественные советы при государственных организациях и фонды. Так в России с подобными организациями тесно сотрудничает Общественная палата, в Москве – еще Дом Общественных связей Правительства Москвы, который уже получил негласное название «Душевная Москва». При получении государственных грантов компания будет плотно сотрудничать и с грантодателем. В связи с этим очевидна важность чистого, надежного и легитимного юридического адреса. Именно такой адрес можно приобрести на официальном сайте при регистрации НКО.
Большое разнообразие форм предполагает и сложность их проверок и регулирования. Основным документов для деятельности такой организации является Устав. При этом типичного Устава здесь не существует. Однако обязательно в каждом Уставе очень подробно прописывается кто и как руководит организацией, чем она может заниматься, а чем нет. Уже на основании этого документа подбираются коды ОКВЭД, формируется состав исполнительного органа, а также в будущем будет проверяться деятельность фирмы. Поэтому при регистрации НКО сотрудник минюста будет вычитывать Устав очень внимательно, а также внимательно делать определенные предписания и замечания. На это законом отводится 14 рабочих дней, то есть фактически целых три недели. Единственный плюс в этом – то, что при недочетах в Уставе нет необходимости подавать документы заново и терять таким образом уплаченную пошлину и оплату нотариуса. В случае замечаний Устав предложат усовершенствовать и принести исправленный вариант.
Порядок регистрации НКО
Регистрация НКО предполагает несколько этапов и проходит гораздо сложнее, нежели при ООО. Для регистрации НКО необходимо собрать целый пакет документов и затем подать их в региональное управление Минюста. При регистрации НКО в Москве этим органом будет управление Минюста РФ по г. Москве. Самый главный и большой подводный камень здесь то, что весь процесс заключен в строгие временные рамки. Общий порядок регистрации НКО таков:
- Создание организации, принятие решение о регистрации НКО.
- Проведение собрания учредителей, создание протокола об учреждении организации.
- Получение документов на юридический адрес
- Оплата государственной пошлины, формирование пакета документов на регистрацию НКО.
- Подача пакета документов в региональное управление минюста.
- Ожидание решения инспектора минюста о проведении государственной регистрации, либо об отказе. Это составляет 14 рабочих дней. Но в большинстве случаев инспектор не примет ни того, ни другого решения, а попросит внести правки в Устав
- Внесение исправлений в Устав и другие документы, если требуется. Здесь срок строго не регламентирован, но при этом нужно успеть уложиться вместе с инспектором в отведенные 14 рабочих дней, иначе придется начинать все сначала. То есть если инспектор попросил внести правки через три дня после подачи документов – то времени много, а если он позвонил через две недели – то его практически нет.
- Снова ожидание решения о государственной регистрации. На этот раз срок уже не меняется и инспектор должен уложиться в текущие с даты подачи документов 14 рабочих дней.
- При положительном решении – региональное управление минюста самостоятельно отправляет документы налоговую инспекцию, которая проводит стандартную регистрацию. В Москве это 46-ая налоговая инспекция. Самим заявителям ездить никуда не нужно.
- Ожидание возврата документов из налоговой. Также налоговая инспекция самостоятельно проводит регистрацию в Пенсионном Фонде и Фонде социального страхования.
- Получение документов о регистрации НКО в управлении минюста.
После этого можно заказывать печать, открывать счет в банке и проводить обычную деятельность. Как видно пунктов в регистрации НКО гораздо больше, нежели для обычной компании. При этом стоит добавить, что в управлении минюста по г. Москве обычно царят огромные очереди. Электронных талонов здесь нет – все по старинке записываются на бумажку. При этом инспекторов на прием документов работает один-два человека, а их смена длиться около 4-х часов. При таких сложностях многие предпочитают купить регистрацию НКО. Это гораздо быстрее и проще, так как всеми хождениями по инстанциям и подготовкой документов будут заниматься профессионалы.
Однако для тех, кто желает самостоятельно провести регистрацию НКО будет интересным также и список документов на подачу:
- Протокол собрания учредителей или любой другой подобный документ
- Заявление по форме р11001 – 2 экземпляра. Один экземпляр должен быть заверен нотариусом. Этот экземпляр потом поедет в налоговую. Другой останется в минюсте храниться.
- Документ об уплате государственной пошлины в размере 4000 рублей за регистрацию НКО
- Устав организации в 3-х экземплярах. При этом один экземпляр уедет в налоговую, вместе с другими документами, один останется в минюсте, а третий вернут обратно при регистрации НКО.
- Документы на юридический адрес в Москве – гарантийное письмо собственника, копия документа о собственности, копия договора аренды или другого документа о занимаемом помещении.
Казалось бы, не сложный пакет документов, однако здесь не все так просто. Главная сложность заключается в датах этих документов. Дело в том, что по закону между датой решения о создании организации и датой подачи документов на регистрацию НКО должно пройти не более 3 рабочих дней. Все документы: протокол собрания учредителей, заявление, заверенное нотариусом и документ об уплате государственной пошлины, имеют свои даты. Учитывая очереди к нотариусам, который порой возникают, и огромные очереди на подачу документов в управление минюста, пройти такой квест за три дня не всегда представляется возможным. Это еще одна и при том весьма веская причина купить регистрацию НКО на официальном сайте. По-другому такую эстафету пройти очень сложно, практически невозможно. Если только не приезжать в минюст с документами за несколько часов до начала приема документов на регистрацию НКО.
Здесь представлена основная схема регистрации НКО. Однако кроме основных сложностей, существуют еще и более мелкие нюансы. Один из основных нюансов состоит опять же в юридическом адресе организации. По закону он прописывается в ее Уставе и если адрес придется менять – то менять нужно будет еще и весь Устав, только из-за одной строчки. Смена Устава для НКО и перерегистрация в налоговой – это фактически та же процедура, как и про регистрации НКО. Отличается она только размером пошлины – 800 рублей вместо 4000 рублей. То есть при регистрации такой фирмы все нюансы должны быть проработаны крайне внимательно.